Премия Рунета-2020
Беларусь
+13°
Boom metrics
Общество18 марта 2023 21:01

Возврат некачественных продуктов в магазины Беларуси: как заменить, срок возврата денег, наличие чека, экспертиза

Как в Беларуси вернуть некачественные продукты в магазины
Алла ВЕТРОВА
Некачественные продукты можно и нужно вернуть продавцу.

Некачественные продукты можно и нужно вернуть продавцу.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Нечасто, но бывает, что в белорусских магазинах потребители покупают некачественные продукты. Это может быть кисловатое молоко с еще хорошим сроком годности или подгнившие фрукты в сетке. Если потребитель приобрел некачественную пищевую продукцию, он вправе по своему выбору потребовать у продавца замены некачественного товара на качественный, соразмерного уменьшения уплаченной стоимости и возврата денег за товар, разъясняет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.

Так, потребитель имеет право на «надлежащее качество, количество и безопасность товаров, возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, в том числе на компенсацию морального вреда».

В памятке для потребителей специалисты МАРТ отмечают, что претензию по качеству товара покупатель может предъявлять как продавцу (это и делается чаще всего и это правильно), а также изготовителю, поставщику товара или же представителю.

Специалисты советуют зафиксировать свою претензию и требования в книге замечаний и предложений продавца.

Можно немного откусить и отпить

Продавец не вправе отказать покупателю, даже если он принес обратно товар во вскрытой упаковке или частично использованный, подчеркнули в МАРТ. Например, молоко отпили, кусок колбасы или сала отрезали и съели. В этом случае продавец не должен высчитывать, сколько не хватает и отдать на эту сумму меньше денег. Покупателю, при его желании, должна быть возвращена полная стоимость, которую он уплатил за некачественный товар, который хочет вернуть.

В магазинах Беларуси нельзя продавать продукты с истекшим сроком годности или сроком хранения. Если вдруг такой продукт случайно оказался на прилавке и был куплен, то, конечно, его нужно вернуть в магазин.

Чек для возврата иметь не обязательно

Всегда берите кассовый чек. Его должны давать и продавцы в магазинах, и продавцы на рынке.

«Предъявить претензию по некачественному товару потребитель может и без такого документа (чека – Ред.) при наличии иных доказательств совершения покупки у конкретного продавца (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара), однако это может создать дополнительные трудности в доказывании своей правоты», - разъяснили в МАРТ.

Пищевые продукты признаются некачественными и не могут продаваться если, например, имеют явные признаки недоброкачественности. А вот обменять или вернуть деньги за доброкачественные пищевые продукты не получится.

Причем, подчеркнули в МАРТ, потребитель вправе предъявить требования о недостатках пищевой продукции в течение срока ее годности. Кроме того, вернуть можно и некачественный товар, купленный на скидке.

Кто платит за экспертизу

При возникновении спора между продавцом и покупателя о том, хороший товар или он все же недоброкачественный, продавец за свой счет в течение 14 дней должен провести экспертизу товара.

«Если в результате экспертизы качества продукции установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара», подчеркнули в МАРТ.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы лично, оспорить в суда заключение экспертизы товара, а также провести экспертизу товара за свой счет.

Когда вернут деньги за некачественные продукты

Деньги за некачественный товар обычно продавец возвращает сразу, как покупатель этот товар ему обратно принес и хочет вернуть свое, а не обменять некачественный товар на качественный. И это по правилам. «Максимальный срок – 7 дней, при необходимости проведения экспертизы – максимальный срок – 14 дней», - отмечает МАРТ. А вот за нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки.

Куда жаловаться, если магазин не хочет возвращать деньги за некачественный товар

Если потребителю не удается полюбовно разойтись с продавцом некачественного товара и вернуть свои деньги обратно, то он вправе (с представлением подтверждающих документов или их копий) обратиться в госорган по защите прав потребителей (есть при каждом исполкоме), в Общество защиты прав потребителей (его филиалы работают не только в областных городах, но и во многих городах Беларуси), в МАРТ или в суд.

Кстати, тарифы ЖКХ в областных центрах Беларуси 2023: где самая дорогая и дешевая вода, канализация, вывоз мусора, обслуживание лифта, уборка и освещение подъездов (здесь подробнее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Когда Вольф Мессинг последний раз выступал в Минске 50 лет назад, за билет на его концерт готовы были обменять однокомнатную квартиру

Какими предсказаниями Вольф Мессинг удивил Минск на последнем выступлении 50 лет назад (читать далее)

В Турции произошло новое землетрясение магнитудой 4,6 балла у побережья

Сейсмологи сказали о новом землетрясении у побережья Турции (читать далее)

В МАРТ рассказали, какие товары и услуги стали дешевле в Беларуси в феврале 2023 года

Стало известно, что подешевело в Беларуси в феврале 2023 года (читать далее)

Во внутренних войсках Беларуси сформировано подразделение «Беркут»

Ставится задача создания сил быстрого реагирования из подразделений спецназначения (читать далее)